О налоге при УСН и НДФЛ в отношении денежных средств, выданных под отчет работнику на нужды организации; об истребовании налоговым органом документов (информации) вне рамок налоговых проверок
Мнение заявителя об отсутствии у ООО обязательств по документальному подтверждению произведенных расходов нельзя признать обоснованным в силу следующего.
В соответствии со статьей 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н.
Для целей Кодекса налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, заполнение графы «Расходы» в книге учета доходов и расходов не требуется.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с данным федеральным законом, если иное не установлено Законом N 402-ФЗ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, в том числе и с объектом налогообложения «доходы», от ведения бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 402-ФЗ не освобождены.
Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 402-ФЗ первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса также установлена обязанность налогоплательщиков в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Кодексом.
В связи с этим организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности по подтверждению фактически произведенных расходов соответствующими первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством.
Согласно ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса налоговый агент — российская организация, от которой или в результате отношений с которой налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц. При этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом (п. 5 ст. 346.11 Кодекса).
Тот факт, что стоимость приобретенных физическим лицом (сотрудником) товарно-материальных ценностей, в силу применяемого организацией специального налогового режима — упрощенной системы налогообложения, не подлежит отнесению на расходы организации, не имеет значения для исчисления налога на доходы физических лиц.
Таким образом, определение дохода сотрудника, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, исчисление, удержание и уплата данного налога производятся организацией — налоговым агентом в общеустановленном порядке независимо от применяемого режима налогообложения (письмо Минфина России от 31.10.2013 N 03-11-11/46739).
По информации Управления, в ходе проведения мероприятий налогового контроля, предусмотренных главой 14 Кодекса, установлены факты перечисления денежных средств на банковские карты, а также снятия наличных денежных средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.11 Кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
В соответствии с пунктом 6.3 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 11.03.2014 N 3210-У, для выдачи наличных денег работнику под отчет (далее — подотчетное лицо) на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходный кассовый ордер 0310002 должен оформляться согласно распорядительному документу юридического лица, индивидуального предпринимателя либо письменному заявлению подотчетного лица. Распорядительный документ юридического лица, индивидуального предпринимателя допускается оформлять на несколько выдач наличных денег одному или нескольким подотчетным лицам с указанием фамилии (фамилий) и инициалов, суммы (сумм) наличных денег и срока (сроков), на который они выдаются.
Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду подпункт 6.3 пункта 6 Указаний Банка России от 11.03.2014 N 3210-У.
До вступления в силу Указания Центрального банка Российской Федерации от 05.10.2020 N 5587-У (вступило в силу с 30.11.2020) подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии — руководителю) авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Проверка авансового отчета главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии — руководителем), его утверждение руководителем и окончательный расчет по авансовому отчету осуществляются в срок, установленный руководителем.
В случае непредставления работником работодателю авансового отчета об израсходованных суммах денежные средства, выданные работнику организации под отчет, не могут рассматриваться как выплаты, произведенные в возмещение понесенных им расходов. Следует учитывать, что организация может принять решение о необходимости возврата работником полученных под отчет денежных средств. В случае возврата работником полученных под отчет денежных средств доходов, подлежащих налогообложению, у работника возникать не будет. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 16.12.2019 N 03-04-06/98341.
Необходимо учитывать, что Кодексом предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей статьи 120 Кодекса понимается в том числе отсутствие регистров налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в них хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Из обращений заявителя также следует, что ИФНС области вне рамок налоговых проверок у контрагентов ООО истребуются документы (информация).
В соответствии с пунктом 2 статьи 93.1 Кодекса в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В силу пункта 5 статьи 93.1 Кодекса лицо, получившее требование о представлении документов (информации) в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 93.1 Кодекса, исполняет его в течение десяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Таким образом, Кодексом установлено право налогового органа на получение в случае возникновения обоснованной необходимости документов (информации) относительно конкретной сделки от ее участников или лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
При этом Кодекс не содержит норм, устанавливающих право налогоплательщика и (или) лица, у которого истребуются документы, определять обоснованность истребования документов (информации) исходя из собственного понимания необходимости их истребования налоговым органом.
Кроме того, в статье 93.1 Кодекса не установлены ограничения по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация).
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 93.1 Кодекса в поручениях и требовании указано мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации): истребование документов вне рамок налоговых проверок и сведений, позволяющих идентифицировать конкретные сделки с ООО.
Учитывая вышеизложенное, доводы Заявителя о незаконности действий должностных лиц налогового органа по истребованию документов (информации) вне рамок налоговых проверок являются необоснованными, а территориальный налоговый орган действовал в рамках полномочий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 32 Кодекса, в части осуществления контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Фактов нарушения прав и законных интересов налогоплательщика в указанных обстоятельствах не усматривается.
Отдельно отмечается, что законодательством о налогах и сборах не установлено ограничений на проведение мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, относящихся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Надзорные каникулы, установленные в отношении проверок, порядок проведения которых регулируется Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на налоговый контроль не распространяются.
Начальник Контрольного управления,
государственный советник
Российской Федерации
1 класса
М.В. ЧАЛИКОВ