Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение от 15.10.2018, зарегистрированное в Министерстве финансов Российской Федерации, и сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Кроме того, обращаем внимание, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено оценивать или подтверждать правомерность (неправомерность) актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. В Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются возникающие разногласия между налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и налоговыми органами.
Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права, в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Одновременно сообщается, что позиция Министерства финансов Российской Федерации по вопросу о порядке осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами изложена в направленном в адрес Федеральной налоговой службы письме от 18.10.2012 N 03-01-18/8-145. Федеральной налоговой службой указанное письмо направлено в территориальные налоговые органы для сведения и использования в работе письмом от 02.11.2012 N ЕД-4-3/18615@.
Ознакомиться с данными письмами можно на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://www.nalog.ru) в разделе «Деятельность» в подразделе «Налоговое законодательство и разъяснения ФНС России» в рубрике «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов».
Также отмечаем, что территориальные налоговые органы, в соответствии с пунктом 1 статьи 82 и статьей 87 Кодекса, вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.
Доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды осуществляется с учетом положений Кодекса и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
Выявленная (доказанная в рамках выездной или камеральной налоговой проверки) необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку. При этом Кодекс не предусматривает закрытого перечня способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок и в то же время не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 Кодекса, в целях определения размера необоснованной налоговой выгоды.
Таким образом, методы, установленные главой 14.3 Кодекса, являются одним из способов определения суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами, в том числе не предусмотренными Кодексом.
Учитывая изложенное, полагаем, что реализация полномочий по доказыванию получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок не относится к случаям контроля соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.
Аналогичный вывод содержится в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N АПЛ16-124.
Заместитель
директора Департамента
А.А. СМИРНОВ