О способах оценки размера необоснованной налоговой выгоды, выявленной в рамках налоговых проверок, и взыскании налога при изменении юридической квалификации сделки

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения от 14.12.2018 и от 24.12.2018 и сообщает, что Министерство финансов Российской Федерации не уполномочено оценивать или подтверждать правомерность (неправомерность) актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц. В Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются возникающие разногласия между налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и налоговыми органами.

Обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц осуществляется в порядке, установленном разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

Одновременно сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 82 и статьей 87 Кодекса территориальные налоговые органы вправе осуществлять посредством выездных и камеральных налоговых проверок налоговый контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, в том числе доказывать получение необоснованной налоговой выгоды при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов.

Доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды осуществляется с учетом положений Кодекса и постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Выявленная (доказанная в рамках выездной или камеральной налоговой проверки) необоснованная налоговая выгода в виде уменьшения налоговой обязанности предполагает ее суммовую оценку. При этом Кодекс не предусматривает закрытый перечень способов оценки размера необоснованной налоговой выгоды в целях доначисления налогов и сборов по результатам налоговых проверок и в то же время не содержит запрета на использование методов, установленных главой 14.3 Кодекса, в целях определения размера необоснованной налоговой выгоды.

Таким образом, методы, установленные главой 14.3 Кодекса, могут быть использованы для определения суммы необоснованной налоговой выгоды наряду с иными способами, в том числе не предусмотренными Кодексом.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 45 Кодекса, в случае если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, взыскание налога производится в судебном порядке.

Вместе с тем Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 16.07.2013 N 3372/13 разъяснил, что судебный порядок взыскания налогов, доначисленных в результате переквалификации сделки, совершенной налогоплательщиком, призван обеспечить судебный контроль прежде всего за законностью доначисления таких налогов. Между тем такой контроль может быть обеспечен как путем оспаривания решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности, так и путем обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налога, доначисленного таким решением.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) ничтожной сделкой признается сделка, недействительная по основаниям, установленным законом, независимо от признания ее таковой судом.

В силу статьи 170 ГК РФ к ничтожным сделкам, в частности, относятся мнимые и притворные сделки.

Представляется, что при наличии у налогового органа достаточных оснований проверяемые сделки могут быть квалифицированы как мнимые или притворные, являющиеся в силу прямого указания закона ничтожными либо ничтожными при наличии других обстоятельств, даже если в законе не содержится прямых указаний на ничтожность соответствующей сделки.

Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 34.2 Кодекса Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
А.А. СМИРНОВ