8 800 551 36 30

Написать

Постановление арбитражного суда СКО от 15.09.2015 по делу А32-31341/2014

Оставить без изменения решение и (или) постановление апелляционной инстанции, а кассационную жалобу — без удовлетворения (п.1 ч.1 ст.287 АПК)

Постановление

арбитражного суда кассационной инстанции

г. Краснодар 15 сентября 2015 года

Дело № А32-31341/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2015 г. Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2015 г. Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя – акционерного общества «Транснефть-Терминал» (ранее – закрытое акционерное общество «Морской портовый сервис» (ИНН 2315143060, ОГРН 1082315002802) – Добрицкой А.С. (доверенность от 31.12.2014), от заинтересованного лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (ИНН 2315020237, ОГРН 1042309105750) – Абдурагимовой С.Э. (доверенность от 12.01.2015), Княгиной Е.М. (доверенность от 06.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества «ТранснефтьТерминал» на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2014 (судья Руденко Ф.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 (судьи Сулименко Н.В., Николаев Д.В., Стрекачев А.Н.) по делу № А32-31341/2014, установил следующее.

АО «Транснефть-Терминал» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения инспекции от 26.03.2014 № 1842.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015, в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что инспекция документально обосновала отсутствие у общества права на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость, предусмотренного подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс). Суды исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства того, что общество является оператором морского терминала и организацией трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; нефтеперевалочные базы «Грушовая» и «Шесхарис» не являются морскими терминалами и не относятся к территории морского порта Новороссийск. Суды отклонили довод общества о необходимости применения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, сославшись на разъяснения, содержащиеся в пункте 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – постановление № 57).

В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда и постановление суда апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению общества, суды не учли, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают право общества на применение ставки 0%

по налогу на добавленную стоимость на основании абзаца 3 подпункта 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса (реализация организациями трубопроводного транспорта услуг по перевалке экспортируемых нефти и нефтепродуктов) и абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса (реализация транспортно-экспедиционных услуг по международной перевозке). Выводы судов о том, что общество не заявляло о применении ставки 0% на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, являются необоснованными.

Указание в налоговой декларации того или иного кода ОКВЭД не влияет на обоснованность применения налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость. Для определения основания применения налоговой ставки служит соответствующая строка в налоговой декларации, где отражаются хозяйственные операции, совершенные налогоплательщиком.

В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверки представленной обществом 18.10.2013 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2013 года и представленной обществом 29.10.2013 уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2013 года.

По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 12.02.2014 № 52561 и приняты решения от 26.03.2014 № 1842 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении 59 209 313 рублей налога на добавленную стоимость, и решение от 26.03.2014 № 64179 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислено 33 969 548 рублей налога на добавленную стоимость, 1 177 044 рубля 82 копейки пеней по налогу на добавленную стоимость и 13 587 819 рублей 20 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Кодекса.

Считая решения инспекции от 26.03.2014 № 1842 и № 64179 незаконными, общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 29.05.2014 № 21-12-421 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, а решение налогового органа утверждено.

Не согласившись с решениями инспекции, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды установили, что в проверяемом периоде общество осуществляло деятельность на основании договоров, заключенных с компанией «Crudex Energy International LTD» (Британские Виргинские острова) (от 26.12.2011 № 83/ЭМ), ООО «НефтеГазИндустрия» (от 26.12.2011 № 84/ЭД), ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест» (от 26.12.2011 № 85/ЭД), компанией с ограниченной ответственностью «Порт Юнион Ойл Экспорт» (от 26.12.2011 № 03/01/16/237/ЭД), ОАО «ТНК-ВП Холдинг» (от 14.06.2011 № 2011/01/ЭН ТВХ-0433/11), ООО «Южная Бункерная Компания» Россия (договор от 15.06.2011 № 2011/02/ЭМ), ОАО «Газпромнефть» (договор от 14.01.2013 № 03-01/16/ЗЭН). По условиям данных договоров общество сливает из ж/д цистерн нефтепродукты и принимает их на хранение. Затем с причалов № 3, 6, 7, принадлежащих ОАО «НМТП», производится налив нефтепродуктов в нефтеналивные суда.

Для оказания услуг общество по договору с ОАО Черномортранснефть» от 25.02.2011 № 2 арендует технологический перевалочный комплекс нефтебаз «Грушовая» и «Шесхарис», а именно: операторную сливных эстакад; эстакаду; подъездные ж/д пути; насосную нижнего слива дизельного топлива, насосы, тепловые сети площадки резервуара, молниеотводы, задвижки, нежилое строение/площадку КИПиА, оборудование площадки КИП, нефтепровод от насосной до резервуарного парка, напорные трубопроводы, нефтепровод от резервуарного парка к Северному порталу, самотечные трубопроводы, трубопроводы в тоннеле, эстакады, сливные эстакады, подъездные железнодорожные пути, резервуары, напорные трубопроводы, пункт налива темных нефтепродуктов, нежилые строения, нефтепроводы-перемычка и другое оборудование.

Данное оборудование и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, общество использует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

Между обществом и ОАО «Черномортранснефть» заключены договоры от 01.02.2013 № 2013/ХЛ по оказанию услуг по определению и контролю качества нефти и нефтепродуктов; от 02.04.2012 № 03-01/16/179 по оказанию экологических услуг, в том числе по приемке и очистке производственно-дождевых сточных вод; от 01.01.2013 № 102 по хранению нефти или мазута топочного, от 28.12.2011 № 1475/12/11 по техническому обслуживанию, ремонту и диагностическому контролю технологических трубопроводов и резервуаров, техническому освидетельствованию и испытаниям механикотехнологического и энергетического оборудования, систем автоматизации и сигнализации, систем измерений количества и показателей качества нефти и нефтепродуктов, технических средств противопожарной защиты смонтированных в зданиях, на сооружениях и оборудовании арендуемых обществом объектов; от 01.01.2013 № 324 по измерению количества и показателей качества нефти, отгружаемой на экспорт; от 18.03.2011 № 2011/ОТП по оказанию услуг по сопровождению технологического процесса, учету и составлению отчетности при приеме, хранении, перевалке и отпуске нефти и нефтепродуктов на производственном комплексе.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.12.2012 № 901-э «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль» (далее – Приказ № 901-э) введено государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов на территории перевалочной нефтебазы «Грушовая».

Пунктом 2 Приказа № 901-э общество, осуществляющее деятельность в сфере перевалки нефти из системы магистральных трубопроводов, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел III «Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам», регистрационный номер 23.3.4. Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.03.2013 № 293-э в пункт 1 Приказа № 901-э внесены изменения, и пункт 1 изложен в следующей редакции: «1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении общества в сфере оказания услуг по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на территории перевалочной нефтебазы «Грушовая», г. Новороссийск, Краснодарский край».

Суды установили, что общество входит в группу компаний ОАО «АК «Транснефть»» и выполняет работы (оказывает услуги) по: разработке графика перевалки на месяц для ОАО «АК «Транснефть»», согласование его с заинтересованными сторонами; подтверждению приема нефти и нефтепродуктов по железной дороге, планированию подвода составов, взаимодействию со станцией «Грушевая», расстановке вагонов на путях эстакад; оформлению прибывших на железнодорожную станцию «Грушевая» вагонов-цистерн («раскредитование»); постановке вагонов-цистерн на железнодорожные эстакады; осуществлению подготовительных работ по сливу; отбору из вагонов-цистерн/автоцистерн проб нефти/нефтепродукта для последующих анализов; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах/автоцистернах; сливу нефти/нефтепродукта из вагонов-цистерн/автоцистерн, перекачке насосами по трубопроводам в резервуары: подключение вагонов цистерн к сливным устройствам, открытие вагонов-цистерн на слив, заполнение сливного коллектора, контроль за состоянием оборудования, запуск насосов, оперирование запорной арматурой; сливу нефти/нефтепродукта из цистерн, транспортировке по трубопроводам в резервуары:

диспетчеризация (управление по системе телемеханики) процесса транспортировки; оформлению первичной документации по сливу нефти/нефтепродукта; контролю нефти/нефтепродукта в резервуарах (проведение замеров, слив подтоварной воды); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (контроль за состоянием оборудования); наливу танкера по трубопроводам из резервуаров (диспетчеризация, управление по системе телемеханики) процесса налива; осуществлению хранения груза клиента в резервуарах более согласованного срока; определению возможностей, выделения резервуаров, извещению РЖД (по необходимости), корректировке графиков подвода составов (при необходимости); планированию и выделению резервуаров для осуществления приема, хранения и отгрузки на танкер нефти клиента без изменения ее качества; смешению нефти клиента в потоке нефти на танкер с нефтью других клиентов в определенной пропорции для взаимного улучшения одного или нескольких показателей нефти; определению соотношения смеси; приему нефти, поступившей по системе магистральных нефтепроводов, из резервуаров ОАО «Черномортранснефть» в резервуары общества; диспетчеризации процесса приема; отбору проб нефти/нефтепродукта из резервуаров для налива; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны:

открытию вагонов-цистерн, подключению устройств налива, контролю за осуществлением налива, учету налитого количества; транспортировке нефти по трубопроводам из резервуаров в вагоны-цистерны: диспетчеризация процесса; измерению уровней продукта в вагонах-цистернах; оформлению документации на налитые вагоныцистерны; отправке вагонов-цистерн на НПЗ.

Суды установили, что общество имеет лицензию осуществление на погрузочноразгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте; лицензия на осуществление операций по эксплуатации магистральных трубопроводов у общества отсутствует.

Суды правильно исходили из того, что обложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0% в случае оказания услуг по перевалке грузов (абзац 4 подпункта 2.2 части 1 статьи 164 Кодекса) производится в том случае, когда перевалка осуществляется в границах морского, речного порта.

Согласно пунктам 13 и 15 статьи 4 Федерального законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под территорией морского порта понимается земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки, а акваторией морского порта – водное пространство в границах морского порта.

В силу распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 13.11.2009 № АД-226-р нефтеперевалочные базы «Грушовая» и «Шесхарис» (место деятельности общества) не являются морскими терминалами и к территории порта Новороссийск не относятся, поскольку находятся на значительном расстоянии от порта.

По результатам совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суды сделали правильный вывод о том, что общество не выполняет работы в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации; не ведет деятельность по перемещению нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; не относится к организациям трубопроводного транспорта, осуществляющим реализацию работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, что исключает его право на применение ставки 0% по налогу на добавленную стоимость на основании данных норм права.

Суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость в соответствии с абзацем 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, исходя из следующего.

Статьей 146 Кодекса установлено, что объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг). Пунктом 1 статьи 164 Кодекса установлена ставка 0% при реализации конкретно поименованных в этом пункте видов товаров (работ, услуг).

Как видно из декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2013 года, заявив о применении ставки 0%, общество самостоятельно указало вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 «Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов».

В целях применения ставки 0% данный вид работ (услуг) закреплен в подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Именно на правильность применения ставки 0%, основанной обществом на подпункте 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, налоговая инспекция проверила представленную обществом налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2013 года.

Произвольное применение налоговым органом нормы права, самостоятельно обосновывающей право налогоплательщика на применение пониженной ставки по налогу на добавленную стоимость, не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации.

По смыслу статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Указав в декларации вид деятельности по ОКВЭД 60.30.1 «Транспортирование по трубопроводам нефти и нефтепродуктов», общество совершенно определенно заявило ставку 0% по налогу на добавленную стоимость, основания применения которой предусмотрены подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

При проведении камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2013 года инспекция установила отсутствие оснований для применения ставки 0% по налогу на добавленную стоимость по подпункту 2.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса и приняла решения от 26.03.2014 № 1842 и 64179. Данные решения общество обжаловало в вышестоящий налоговый орган, указав на неправильное толкование налоговой инспекцией подпунктов 2.2 и 2.5 пункта 1 статьи 164 Кодекса.

Как указано в пункте 67 постановления № 57, при толковании пункта 5 статьи 101.2 Кодекса судам надлежит принимать во внимание, что по смыслу данной нормы прежде, чем передать возникшие разногласия на рассмотрение суда, налогоплательщик и налоговый орган должны принять меры к урегулированию спора во внесудебном порядке.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть оспорены в суде только в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган. При этом данные решения считаются обжалованными в вышестоящий налоговый орган в полном объеме, если только из поданной жалобы прямо не следует, что решение обжалуется в части.

В апелляционной жалобе на решения налоговой инспекции от 26.03.2014 № 1842 и 64179 общество не заявляло довод о возможности применения ставки 0% на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Этот довод впервые заявлен обществом при рассмотрении дела в суде и обоснованно отклонен судебными инстанциями.

В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.

Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.

Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу № А32-31341/2014, оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Судьи: Т.Н. Драбо, М.В. Посаженников

Председательствующие: Т.Н. Дорогина

0 Комментариев

Оставить комментарий

Другие документы

Постановление Правительства РФ от 15.10.2022 N 1838

Об изменении существенных условий контрактов, заключенных для обеспечения федеральных нужд, в связи с мобилизацией в Российской Федерации, об изменении некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и о признании утратившими силу отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 1663