О применении конкурентных и неконкурентных способов определения поставщика товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц; о закупке у единственного поставщика; о размещении положения о закупке в ЕИС

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение о способах осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее соответственно — Обращение, Закон о закупках), в рамках компетенции сообщает следующее.

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеется в виду Приказ Минфина РФ от 14.09.2018 N 194н.

При этом законодательством Российской Федерации обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленных в Обращении вопросов.

По вопросу определения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Департамент сообщает следующее.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки и устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

К конкурентным согласно части 3.1 статьи 3 Закона о закупках отнесены следующие способы закупок: открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок, запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений.

При этом открытый запрос котировок и открытый запрос предложений в Законе о закупках в данной норме не поименованы.

Вместе с тем в соответствии с указанной нормой Закона о закупках заказчику предоставлено право предусмотреть в положении о закупе также иные способы при их одновременном соответствии требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Закона о закупках.

Требования части 3 и части 3.1 статьи 3 Закона о закупках при установлении в положении о закупках иных конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не ограничивают заказчика в отношении выбора наименования способа закупки, а также формы подачи заявок на участие в закупке.

По вопросу применения неконкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Департамент сообщает следующее.

Согласно части 3.2 статьи 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют всем условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках для конкурентных закупок.

Способы неконкурентной закупки, в том числе исчерпывающие случаи закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются в положении о закупке заказчиком самостоятельно.

Таким образом, независимо от наименования способа закупки и формы подачи заявок на участие в закупке закупка, не соответствующая всем условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона о закупках, признается неконкурентной.

По вопросу ограничений закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Департамент сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3.6 Закона о закупках порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

При этом Закон о закупках не содержит ограничений в отношении условий и суммы договоров при определении заказчиком в положении о закупке случаев заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Дополнительно Департамент обращает внимание, что согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 505-ФЗ) положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках в редакции Закона N 505-ФЗ, утверждены и размещены в единой информационной системе (далее — ЕИС) не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не приведены в соответствие, после указанной даты будут считаться не размещенными в ЕИС.

В случае неразмещения заказчиком в указанный срок утвержденного положения о закупке или решения о присоединении к положению о закупке на такого заказчика до дня размещения им в соответствии с требованиями Закона N 505-ФЗ распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Директор Департамента
Т.П. ДЕМИДОВА