УСН: об учете в составе расходов стоимости платных курсов, оплату проезда к месту проведения курсов и командировочные расходы ИП, применяющим систему с объектом налогообложения «Доходы минус расходы»

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам определения расходов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, и сообщает следующее.

Согласно пп. 33 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 264 Кодекса.

На основании п. 3 ст. 264 Кодекса расходы налогоплательщика на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика включаются в состав прочих расходов, если:

1)обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональная подготовка и переподготовка работников налогоплательщика осуществляются на основании договора с российскими образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус;

2)обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку проходят работники налогоплательщика, заключившие с налогоплательщиком трудовой договор, либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договор, предусматривающий обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, профессиональной подготовки и переподготовки, оплаченных налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики вправе при определении налоговой базы учитывать расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Указанные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 Кодекса (п. 2 ст. 255 Кодекса). В этой связи к расходам на оплату труда относятся также расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно (п. 13 ст. 255 Кодекса).

На основании положений ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Работодателями — физическими лицами признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности.

Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не относятся к категории работников. Кроме того, у таких физических лиц отсутствует работодатель, с которым они состоят в трудовых отношениях.

Таким образом, при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика и являющихся работниками налогоплательщика, и на расходы на оплату проезда работников к месту учебы и обратно.

Учитывая изложенное, индивидуальный предприниматель, осуществляющий расходы на оплату своего обучения и своего проезда до места проведения данного обучения, не вправе учитывать в целях налогообложения указанные расходы на основании пп. 6 и 33 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Согласно пп. 13 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения, суточные или полевое довольствие, оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов, консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

Как установлено ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации, служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Таким образом, в целях налогообложения учитываются расходы, связанные с оплатой поездки работника по распоряжению налогоплательщика-работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Учитывая изложенное, налогоплательщик — индивидуальный предприниматель не вправе учесть в составе расходов произведенные им расходы по оплате своей поездки в командировку на основании пп. 13 п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

В связи с тем что перечень расходов, указанных в ст. 346.16 Кодекса, является закрытым и расходы индивидуальных предпринимателей на оплату своего обучения и своего проезда до места проведения данного обучения, а также на оплату своей поездки в командировку в нем не поименованы, указанные расходы не учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН