Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
Правительство Российской Федерации постановляет:
1.Утвердить прилагаемые:
требования к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
Правила согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах;
Правила перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
2.Определить, что:
а)федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» на согласование закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием) (далее — заказчики), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, являются:
Министерство здравоохранения Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере здравоохранения;
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере науки;
Министерство транспорта Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере транспорта;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сфере связи;
Министерство финансов Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в банковской сфере и иных сферах финансового рынка;
Министерство энергетики Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в сферах энергетики и топливно-энергетического комплекса;
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации — в части согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и (или) услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, которые функционируют в области горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной, химической промышленности и использования атомной энергии;
б)в целях реализации указанных в подпункте «а» настоящего пункта полномочий федеральными органами исполнительной власти могут привлекаться отраслевые центры компетенций по импортозамещению программного обеспечения, в том числе созданные на базе учреждений, подведомственных указанным федеральным органам исполнительной власти, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в)Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, утвержденных настоящим постановлением, и за соблюдением запрета на использование иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих органам государственной власти, заказчикам значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
3.В целях реализации указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления полномочий Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации может привлекаться экспертная организация в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
4.Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в 2-месячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить методические рекомендации по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.
5.Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М. МИШУСТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2022 г. N 1478
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМОМУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ), НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
2.Программное обеспечение, предназначенное для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также программное обеспечение, предназначенное для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно соответствовать настоящим требованиям и требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и (или) Федеральной службой безопасности Российской Федерации в пределах их полномочий, что должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом).
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2022 г. N 1478
ПРАВИЛА СОГЛАСОВАНИЯ ЗАКУПОК ИНОСТРАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, В ЦЕЛЯХ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ), НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ЗАКУПОК УСЛУГ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ТАКИХ ОБЪЕКТАХ
1.Настоящие Правила определяют порядок согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее — иностранное программное обеспечение), в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием) (далее — заказчики), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования иностранного программного обеспечения на таких объектах (далее — необходимые услуги).
2.Для согласования закупок иностранного программного обеспечения в целях его использования заказчиками на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок необходимых услуг заказчик направляет в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» (далее соответственно — постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478, уполномоченный орган), заявку, содержащую сведения и информацию о такой закупке.
3.В случае планирования осуществления закупки иностранного программного обеспечения в заявке указываются (к заявке прилагаются):
а)наименование иностранного программного обеспечения;
б)обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное в соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
в)действующий документ (сертификат), подтверждающий соответствие иностранного программного обеспечения требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и (или) Федеральной службой безопасности Российской Федерации к такому программному обеспечению (в случае если осуществляется закупка иностранного программного обеспечения для целей обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также иностранного программного обеспечения, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации);
г)предмет договора;
д)начальная (максимальная) цена договора;
е)планируемые сроки заключения и исполнения договора;
ж)характер осуществления закупки (регулярная, повторяющаяся или разовая);
з)сведения о месте (адресе) поставки иностранного программного обеспечения (месте, в котором будет использоваться программное обеспечение);
и)сведения об осуществлении закупки за пределами территории Российской Федерации;
к)информация об уполномоченном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица, телефон и адрес электронной почты) для осуществления взаимодействия по вопросам, связанным с согласованием закупки, а также направлением соответствующих уведомлений;
л)в случае если заявка представлена после утверждения плана перехода на преимущественное использование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в соответствии с Правилами перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 (далее — план перехода), — информация о соответствии закупки такому плану перехода;
м)сведения о классе иностранного программного обеспечения согласно классификатору программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
н)наименование программно-аппаратного комплекса и его код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности в случае закупки иностранного программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса;
о)информация о ранее полученных правах на использование закупаемого иностранного программного обеспечения.
4.В случае планирования осуществления закупки необходимых услуг или закупки иностранного программного обеспечения и необходимых услуг в заявке указываются (к заявке прилагаются):
а)предмет договора;
б)начальная (максимальная) цена договора;
в)планируемые сроки заключения и исполнения договора;
г)перечень планируемых к закупке необходимых услуг, а также требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам), предъявляемых к указанным необходимым услугам;
д)предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил сведения и информация об иностранном программном обеспечении, осуществление закупки которого планируется, либо предусмотренные подпунктами «а», «б» (за исключением случаев, если такая информация представлялась ранее в ходе согласования закупки, носящей регулярный характер), «в» (при закупке иностранного программного обеспечения для целей обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также иностранного программного обеспечения, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации), «г», «ж», «з», «м» и «н» пункта 3 настоящих Правил сведения и информация об иностранном программном обеспечении, закупленном ранее, для использования которого планируется осуществление закупки необходимых услуг, а также сведения о цене договора, заключенного на поставку такого иностранного программного обеспечения;
е)информация о наличии прав на использование иностранного программного обеспечения или о расширении ранее предоставленного объема прав на использование иностранного программного обеспечения в составе закупаемых услуг;
ж)информация об уполномоченном лице (фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица, телефон и адрес электронной почты) для осуществления взаимодействия по вопросам, связанным с согласованием закупки, а также направлением соответствующих уведомлений.
5.Уполномоченный орган при поступлении заявки:
а)рассматривает заявку в течение 5 рабочих дней со дня ее представления в части полноты представленных сведений в соответствии с пунктом 3 или 4 настоящих Правил;
б)направляет заказчику в течение одного рабочего дня со дня окончания рассмотрения заявки уведомление о соответствии заявки требованиям пункта 3 или 4 настоящих Правил или уведомление о несоответствии заявки требованиям пункта 3 или 4 настоящих Правил с одновременным отказом в дальнейшем рассмотрении заявки;
в)по результатам рассмотрения заявки принимает в течение 8 рабочих дней со дня направления заказчику уведомления о соответствии заявки требованиям пункта 3 или 4 настоящих Правил решение о согласовании закупки, либо об отказе в согласовании закупки, либо о необходимости рассмотрения такой закупки в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящих Правил.
6.Уполномоченный орган вправе осуществлять согласование закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг:
а)в банковской сфере и иных сферах финансового рынка — с учетом позиции Центрального банка Российской Федерации;
б)в области атомной энергии — с учетом позиции Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
в)в области ракетно-космической промышленности — с учетом позиции Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;
г)в сфере здравоохранения — с учетом позиции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
7.Решение, принятое уполномоченным органом в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 настоящих Правил, направляется заказчику в течение 3 рабочих дней со дня его принятия.
8.Заявка с начальной (максимальной) ценой договора, составляющей 100 млн. рублей и более, подлежит рассмотрению комиссией, формируемой при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в состав которой входят представители уполномоченных органов, иных федеральных органов исполнительной власти, а также организаций (далее — комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
9.В целях рассмотрения заявки на заседании комиссии уполномоченный орган направляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в срок, указанный в подпункте «в» пункта 5 настоящих Правил, одновременно с такой заявкой проект своего решения.
Заявка подлежит рассмотрению комиссией в течение 7 рабочих дней со дня ее поступления. Рассмотрение заявки может осуществляться путем проведения очного или заочного заседания. В заседании комиссии вправе принимать участие представители заказчика. О дате и времени заседания комиссии заказчик уведомляется в порядке, регламентирующем деятельность комиссии, не позднее 3 рабочих дней до начала заседания. По итогам рассмотрения комиссией принимается решение об одобрении закупки либо об отказе в одобрении закупки с указанием причин отказа. Решение комиссии оформляется протоколом, который в течение 3 рабочих дней направляется в уполномоченный орган.
10.Основанием для принятия решения комиссии об отказе в одобрении закупки или решения уполномоченного органа об отказе в согласовании закупки является:
а)установление факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в соответствии с настоящими Правилами;
б)применение в отношении правообладателя иностранного программного обеспечения, указанного в заявке, специальных экономических мер в соответствии с Федеральным законом «О специальных экономических мерах и принудительных мерах»;
в)отсутствие плана перехода, утвержденного заказчиком в соответствии с Правилами перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478;
г)несоответствие количества планируемого к закупке иностранного программного обеспечения с учетом текущего уровня использования заказчиком иностранного программного обеспечения соответствующего класса программного обеспечения количеству иностранного программного обеспечения, установленному в плане перехода на соответствующий год;
д)несоответствие обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд Порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
е)установление факта наличия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и (или) в едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, одной или нескольких программ для электронных вычислительных машин и баз данных, соответствующих классу иностранного программного обеспечения, указанному в заявке заказчика, которые отдельно или в своей совокупности обеспечивают реализацию функциональных, технических и эксплуатационных требований, предъявляемых заказчиком;
ж)отсутствие действующего документа (сертификата), подтверждающего соответствие иностранного программного обеспечения требованиям, установленным Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и (или) Федеральной службой безопасности Российской Федерации к такому программному обеспечению (в случае если осуществляется закупка иностранного программного обеспечения для целей обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также иностранного программного обеспечения, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации).
11.Решение о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг с начальной (максимальной) ценой договора, составляющей 100 млн. рублей и более, принимает уполномоченный орган, руководствуясь решением комиссии об одобрении (отказе в одобрении) закупки, указанным в пункте 9 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления комиссией такого решения.
12.В случае устранения причин, послуживших основанием для принятия комиссией решения об отказе в одобрении закупки или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании закупки, заказчик вправе направить повторную заявку в уполномоченный орган. Рассмотрение повторной заявки осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
13.Решение уполномоченного органа о согласовании закупки действительно для закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг, осуществляемой заказчиком в соответствии с заявкой, представленной заказчиком в уполномоченный орган.
14.Заказчик (за исключением заказчиков, владеющих значимыми объектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, функционирующими в сфере связи) в течение 10 рабочих дней со дня получения решения уполномоченного органа о согласовании закупки иностранного программного обеспечения и (или) необходимых услуг направляет сведения о согласовании такой закупки уполномоченным органом в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
15.В случае несогласия заказчика с решением уполномоченного органа об отказе в согласовании закупки заказчик вправе обжаловать такое решение в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 августа 2022 г. N 1478
ПРАВИЛА ПЕРЕХОДА НА ПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ В СОСТАВЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫХ КОМПЛЕКСОВ, ЗАКАЗЧИКАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ЗАКУПКИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ С МУНИЦИПАЛЬНЫМ УЧАСТИЕМ), НА ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ИМ ЗНАЧИМЫХ ОБЪЕКТАХ КРИТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.Настоящие Правила определяют порядок перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее — заказчики).
2.Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» на согласование закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования иностранного программного обеспечения на таких объектах (далее — уполномоченный орган), в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящих Правил утверждает отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее — отраслевой план), включающий в том числе целевые показатели, сроки перехода заказчиков на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (с разбивкой по классам программного обеспечения), и при необходимости перечень мероприятий в области организационного и нормативного обеспечения процесса указанного перехода.
3.Заказчики:
а)проводят анализ соответствия используемого на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации программного обеспечения требованиям к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 «Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»;
б)по результатам анализа, проведенного в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта, а также руководствуясь методическими рекомендациями по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утверждаемыми Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, и отраслевыми планами, в течение 2 месяцев со дня утверждения указанных методических рекомендаций разрабатывают и утверждают план перехода на преимущественное использование на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов (далее — план перехода), составленный на период до 1 января 2025 г. (с разбивкой по годам);
в)в течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана перехода направляют его копию в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также в уполномоченный орган.
4.Переход заказчиков на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации осуществляется в соответствии с планом перехода.