О предоставлении вычетов в упрощенном порядке

Федеральная налоговая служба по результатам анализа процесса администрирования процедуры упрощенного предоставления налоговых вычетов сообщает.

Положениями пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлены полномочия налоговых органов по истребованию у налогоплательщика пояснений в случае выявления в ходе камеральной налоговой проверки (далее — КНП) противоречий или несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа.

При этом, указанные положения не распространяются на КНП заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке (далее — Заявление).

Необходимую информацию для предоставления налогоплательщику вычета в упрощенном порядка в налоговые органы направляют участники информационного взаимодействия.

Кроме того, процедура приема сведений от участников информационного взаимодействия уже предполагает наличие встроенных автоматизированных контролей на предмет возможности/невозможности получения налогового вычета по тем или иным сведениям. По имущественным вычетам предусмотрен этап проверки автоматизированных контролей — акцептование результатов инспектором.

В этой связи, истребование каких-либо документов в рамках КНП Заявления должно осуществляться только в исключительных случаях.

Вместе с тем, в ходе проведенного выборочного анализа направленных налоговыми органами требований в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса (около 330 в рамках КНП Заявлений) выявлены случаи неправомерного (избыточного) истребования у налогоплательщиков пояснений (документов).

В частности, установлены следующие факты:

— в большинстве случаев направляются требования в рамках упрощенного порядка, несмотря на отказ в предоставлении вычета по причине получения вычета по декларации 3-НДФЛ;

— у налогоплательщиков истребуются подтверждающие право на вычет документы, фактически дублирующие представленные участниками информационного взаимодействия сведения (например, правоустанавливающие документы, договоры купли-продажи, справки об уплаченных процентах);

— запрашиваются заявления о распределении расходов между супругами при приобретении жилья в общую долевую/общую совместную собственность;

— значительная часть истребований связана с выявленными фактами о необходимости декларирования дохода (продажа, дарение), в том числе в части представления документов, подтверждающих родство для целей освобождения от декларирования и налогообложения полученных доходов.

В связи с этим, ФНС России поручает принять к сведению указанную ниже информацию и довести ее до подведомственных налоговых органов.

1.Источником данных для получения вычетов в упрощенном порядке являются сведения внешних источников (банков, брокеров, ДУ). Сведения направляются в ФНС России с согласия налогоплательщика. Таким образом, при оформлении такого согласия супруги действует с согласия друг друга, фактически распределяя расходы между собой. В связи с этим, представление какого-либо документа о распределении расходов в рамках упрощенного порядка избыточно.

2.Пунктом 3 статьи 88 Кодекса предусмотрено прямое исключение возможности истребования пояснений и документов в рамках КНП Заявлений.

Упрощенный порядок подразумевает минимизацию взаимодействия с налогоплательщиком, в том числе при проведении КНП Заявлений.

В случае наличия достаточных оснований допускается возможность запроса участников информационного взаимодействия, представивших недостоверные (по мнению налогового органа) сведения в соответствии с положениями статьи 93.1 Кодекса.

3.Обязанность по декларированию не является причиной отказа в предоставлении вычета в упрощенном порядке. Привлечение лиц к декларированию осуществляется в рамках иных процедур и технологического процесса.

4.Особое внимание следует уделить качеству работы территориальных налоговых органов при принятии решения об акцептовании (не акцептовании) Заявлений/Сообщений о невозможности получения налоговых вычетов, в частности, на получение неиспользованного остатка имущественных вычетов.

Случаи отказа в предоставлении вычета по ранее положительно акцептованным налоговым органом Заявлениям, либо направления в нарушение норм пункта 5 статьи 93 Кодекса требований о представлении дополнительных документов (в том числе на остаток вычета), необходимо исключить.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
С.Л. БОНДАРЧУК